Мир посмотреть, опыт перенять
23.07.2012
Статья из №2 Журнала "РОСТ" июнь 2012
.
Среди всех представителей российского бизнеса независимые ритейлеры выделяются неослабевающим интересом к зарубежному опыту, к новым технологиям. Союз независимых сетей учитывает эту потребность в своей повседневной работе, регулярно организуя зарубежные ритейл-туры.
Тур по запросу
За без малого шесть лет существования объединения участники Союза независимых сетей России практически совершили «кругосветное путешествие» в мире ритейла. В разные годы Союзом были организованы туры в США, Францию, Польшу, Германию, Нидерланды, Ирландию и Объединенные Арабские Эмираты. Союзников принимали на высоком уровне в таких сетях, как IGA, RG DATE, Carrefour, EDEKA, REWE и многих-многих других.
Подобная активность объединения в области организации зарубежных поездок обусловлена запросами самих участников Союза.
«На сегодняшний день Союз – сложившаяся организация, которая не только отстаивает интересы региональных торговых компаний, но и является информационной площадкой обмена опытом, – говорит Председатель Координационного совета СНСР Олег Пономарев – Одна из важнейших задач в этой связи – накопление и унификация лучших практик в области строительства торговой компании. Это форматирование, мерчандайзинг, брендинг и CRM, HR, бизнес-процессы и ПО, категорийный менеджмент и логистика, экономика и финансы. И в этом смысле практика международного сотрудничества (в том числе – в форме зарубежных деловых туров) очень важна для развития».
Тематика деловых туров развивается вместе с их участниками. Многие ритейлеры, входящие в Союз независимых сетей России, уже сегодня находятся на высоком технологическом уровне развития бизнес-процессов, и просто «вывески» мало кого интересуют. Российские региональные компании обращают внимание на детали в организации работы зарубежных ритейлеров, активно интересуются самыми новейшими технологиями. Так, при организации одной из последних поездок в Германию, посвященной кооперативу EDEKA, Дирекция Союза провела большую работу по формированию специальной программы. По запросам союзников, в нее были включены два крупноформатных магазина, открытые буквально за месяц до поездки, в 2012 г.
В фокусе – EDEKA (Германия)
Период: март 2012 г.
Бизнес-тур, организованный Союзом совместно с Академией INTAMT, включал в себя посещение магазинов EDEKA различной площади, а также распределительных центров и центров логистической обработки свежих фруктов и овощей. Опыт сети EDEKA особенно ценен для Союза как образец работы кооператива, объединяющего более 4 тыс. собственников на 7 тыс. торговых точек. Технологичность и упор на категорию «фреш» позволили немецкому ритейлеру занять ведущее место на национальном рынке, потеснив транснациональные корпорации.
Не менее интересным для представителей российских независимых сетей было и посещение магазинов сети региональной Klaas & Kock – единственного крупного независимого ритейлера в Германии, находящегося в семейном владении и управлении. Помимо вышеперечисленных сетей, в программу вошло посещение магазинов и знакомство с практикой работы сетей REWE и HIT.
Союзные преимущества
На рынке сегодня достаточно предложений по бизнес-турам во все страны мира. Однако организация подобных поездок через Союз имеет ряд весьма существенных преимуществ. В первую очередь, как уже отмечалось, это индивидуальный подход к формированию туров. Союзников в таких поездках всегда принимают управляющие торговых центров, представители высшего руководства зарубежных сетей, кооперативов и закупочных объединений. Индивидуален и подбор торговых точек, которые посещают союзники в поездках.
Еще одно немаловажное преимущество – туры в коллективе коллег-союзников, с которыми можно свободно обсудить увиденное, а по возвращении в Россию обменяться опытом внедрения зарубежного опыта.
Наконец, Союз независимых сетей России, как профессиональная ассоциация национального уровня, обладает достаточно высоким статусом в глазах зарубежных коллег. Это позволяет Союзу организовывать встречи ритейлеров «на высшем уровне», приглашать в Россию топ-менеджеров крупнейших игроков рынка ритейла и организовывать встречи с профессионалами высокого класса во время зарубежных выездов. Примеров тому достаточно: встреча с руководством крупнейшего закупочного союза на европейском рынке – EMD, организованные Союзом семинары в Германии с участием глав департаментов METRO Group и т.д.
EuroShop-2011 (Германия - Нидерланды)
Период: март 2012 г.
Деловой тур собрал рекордное за всю историю Союза число участников. В поездку аккредитовались более 60 специалистов, представлявших 20 независимых розничных сетей, а также дирекцию Союза НСР и Федеральный Закупочный Союз «Система «Т3С». Впервые в союзном туре также приняли участие сети-кандидаты на вступление в Союз независимых сетей.
В рамках немецкой части программы тура состоялись доклады Германа Сиверса (Herman Sievers, бывший сотрудник EDEKA, отвечал за вопросы корпоративного развития) и Эберхарда Брауна (Eberhard Braun, Head of Supply Chain Design, METRO Group). Кроме того, союзники осмотрели экспозицию выставки EuroShop-2011. С актуальными для современной российской торговли энергосберегающими технологиями союзники смогли познакомиться во время визита в «экологический» магазин TENGELMANN MUEHLHEIM. Технологии будущего российским коллегам продемонстрировала и METRO Group в своем проекте в Real future store. Работу самого успешного торгового кооператива Европы союзники наблюдали в EDEKA-CENTER DUEMPTEN – одном из лучших магазинов в системе EDEKA, ориентированном в построении ассортимента на интересы разных групп покупателей.
В голландской части тура союзники смогли на практике познакомиться с работой голландских ритейлеров в магазинах С 1000 Noord, COOP (Super COOP) и в крупнейшем магазине самой динамичной голландской сети AH XL.
Курс на Германию
В последнее время центром внимания зарубежных туров Союза НС стала Германия. Обусловлено это высокой долей дискаунтеров на национальном рынке, (в том числе – Lidl и Aldi). Однако немецкая розница интересна российским сетям не только по этой причине. В Германии в ассортименте сетей очень серьезную долю занимают private labels. С учетом активного развития направления «частных марок» в сетях-союзниках и в рамках Федерального Закупочного Союза «Система «Т3С», немецкий опыт оказывается весьма полезным.
Тур в Германию, организованный Союзом весной 2012 г., был в значительной степени посвящен еще одному важнейшему направлению – категории «фреш». Это одна из ниш, в которой региональные сети могут успешно конкурировать с федеральными игроками. Именно ее развивает, например, сеть Союза «Челны-Хлеб».
«Я уже в пятый раз был в туре по Германии, – комментирует собственник торговой сети «Челны-Хлеб» Эдуард Юнусов. – И многое видел. Наиболее интересной в этот раз была технология “фреш”, реализованная в двух самых современных магазинах EDEKA площадью 1,5 тыс. и 4 тыс. кв. м. Интересно организовано внутреннее пространство магазинов по системе “двух миров”, логистика и оптимизация потерь. Многое из того, что я увидел, проще реализовать в формате супермаркета. По итогам двух последних поездок я убедился, что компания “Челны-Хлеб” находится на правильном пути. Мы будем развивать формат супермаркета с высокой долей свежих овощей и фруктов, кулинарии и всего, что входит в категорию “фреш”.
Перспективы развития
Одно из направлений, по которым будет развиваться программа зарубежных туров, – тематическая специализация. Союз существенно вырос за последние 3–4 года. В его составе уже 57 сетей различного масштаба, форматов, опыта зарубежных туров. «Мы получаем от союзников пожелания формировать группы более прицельно, с учетом конкретных интересов, – говорит Исполнительный директор Союза НС Сергей Кузнецов. – Стоит рассмотреть вопрос о формировании отдельных групп логистов или, например, представителей коммерческих служб, чтобы интересы всех членов тура были более однородными, и программы формировались с учетом интересов конкретных специалистов».
Направления работы Союза в области организации зарубежных туров могут быть достаточно разнообразными и зависят, в первую очередь, от запросов самих сетей.
«Успех зарубежного тура зависит от подготовленности его участников, – говорит Председатель совета директоров компании «Панорма Ритейл» (Архангельск) Алексей Иванов. – Например, в последней поездке в Германию мы наметили для себя 40–50 задач, которые начали воплощать в своих магазинах по возвращении домой. Но это достаточно небольшие, технические вещи – размещение ценников, световой дизайн и т.д. Подобные поездки взбадривают сознание, помогают по-новому взглянуть на какие-то вещи – надо просто быть готовым к восприятию этого нового опыта и знать, что именно хочешь получить».
Для того, чтобы посмотреть интересную технологию, перенять перспективный опыт, совсем не обязательно лететь за океан. На сегодняшний день союзникам интересны не только примеры работы сетей в Европе и США, но и практики ближайших соседей из СНГ и Балтии. В условиях обострения конкуренции на российском рынке полезны позитивные примеры развития бизнеса в таких странах, как Латвия или Украина. На Восточно-Европейском рынке показателен опыт Венгрии, где национальные сети, по сути, проиграв рынок мировым компаниям, сумели найти свои ниши и в этих сложных условиях показывать неплохие темпы роста. Поездка союзников в Венгрию может состояться уже осенью 2012 г. Ближайшим же ритейл-туром независимых сетей станет поездка в Латвию.
Опыт конкуренции (Латвия)
Период: июль 2012 г., Рига (Латвия).
В программе тура – семинары, посвященные инструментам конкурентной борьбы с международными ритейлерами на узком региональном рынке с участием представителей коопераций независимых торговцев Латвии (AIBE), товары для дома Jysk – крупнейшей сети в северо-восточной Европе (110 магазинов). Организаторами тура выступают участник Союза НС ТД «Семья» (Калининград), а также Latvijas Tirgotāju asociācija LTA – Латвийская торговая ассоциация.