Покупка как праздник
Статья из №4 Журнала "РОСТ" Декабрь 2012
.
Покупка как праздник
25–26 октября состоялся VI съезд Союза независимых сетей России. В Москве собралось более 200 владельцев региональных розничных компаний, которые в ходе круглых столов, презентаций и неформального общения обсуждали насущные проблемы российского ритейла и перспективы дальнейшего развития отрасли. В этом году, как никогда раньше, много говорилось о кооперации на российском потребительском рынке, о необходимости объединения региональных игроков в рамках торгово-закупочных союзов и кооперативов, о совместном противостоянии федеральным сетям. Тема кооперации была ключевой, но не единственной. Немало было сказано о ситуации, которая складывается на алкогольном рынке, о конкуренции форматов и о трендах, которые станут популярными уже в ближайшем будущем. По итогам съезда СНСР можно уверенно рассуждать и об особенностях современного рынка ритейла, и о портрете российского потребителя, и о сильных сторонах независимых сетей.
Олег Пономарев
Председатель Координационного совета Союза независимых сетей
|
Позиции локальных сетей на рынке сегодня нельзя недооценивать. Региональные ритейлеры более тщательно работают с местными производителями и над собственными торговыми марками – они знают свой рынок и своего покупателя. К примеру, только за прошлый год оборот одного из участников Союза независимых сетей составил 16 млрд руб. Так что местные сети отнюдь не являются пушечным мясом для федеральных, как многие привыкли думать.
Классические бакалейные дискаунтеры, с которых начинали свою работу крупные федеральные сети, уходят в прошлое. Так же, как ушла в прошлое бакалейная лавка, с которой начинался английский дискаунтер Lidl. «Магнит» и «Дикси» двигаются в сторону удобного формата «магазин у дома», их примеру будет вынуждена последовать и «Пятерочка».
В формате классического дискаунтера нельзя ориентироваться исключительно на лидерство по издержкам и цене. Все региональные сети могут конкурировать на своей территории как по цене, так и по качеству или ассортименту предложения. Определенные сложности создают федеральные сети, торгующие некоторыми товарами по цене ниже закупочной. Такие товары – лидеры по убыткам – рассматриваются крупными компаниями как трафик-мейкеры и обычно продаются на 5–7 рублей дешевле, чем в региональных сетях. Переиграть крупные сети на этом поле демпинга сложно.
На таком фоне супермаркет – наиболее перспективный формат для регионального ритейла, соответствующий запросам рынка и нужный нашему покупателю, уставшему от низкого качества продуктов и однообразного ассортимента. Российский покупатель существенно отличается по своему потребительскому поведению от, допустим, немецкого. Для него поход в магазин и совершение покупок – событие.
Наш человек не хочет ходить в унылый магазин, даже если в нем все дешевле. Для классического покупателя идеальный магазин – красивый, большой, с высокой долей фреша в ассортименте.
Мы хорошо знаем своего потребителя. Классический портрет покупателя – женщина с ребенком 3–7 лет. При этом 84% покупателей – правши, и многие пользуются в магазине мобильным телефоном. Есть очень хорошие проекты, которые позволяют учитывать все эти и многие другие особенности, создавая максимально удобные для покупателя условия. Мы с удовольствием обмениваемся опытом в этих областях с западными коллегами. В том числе – с SPAR Russia. Эта компания не стесняется говорить, что лидерству по издержкам предпочитает лидерство по дифференциации.
Дифференциация – это ключевая стратегия независимого ритейла. Наша сила – в связях с местными производителями (речь идет о фермерских продуктах, мясе особого качества). СТМ, если мы создаем их, например, в молочной категории, – это местный производитель, который гарантирует нам качество продуктов и, кстати, адекватную цену.
Правильный подход к современному рынку обеспечивает независимым сетям серьезные темпы роста. На основании проведенных внутри Союза независимых сетей России исследований, год у нас закончится со средним ростом в 29%. Максимальный показатель по выручке с кв.м в сети Союза – 45 тыс. рублей. В следующем году прогнозируется рост на уровне 22%. Большинство компаний находится на максимумах прибыльности, эффективности и с большим оптимизмом смотрит в будущее.
Настоящий купец
В рамках VI съезда Союза собственников независимых сетей России была вручена премия «Купец года». Этой премией, учрежденной СНСР в 2010 году для продвижения идей частного бизнеса в торговле, награждают лидеров независимых сетей, принимающих непосредственное участие в управлении бизнесом. Таким образом Союз привлекает общественное внимание к частным инициативам в области торговли. В этом году «Купцом года» назвали алтайского предпринимателя Юрия Никитина, который возглавляет торговую сеть «Аникс». Год назад работа Юрия Никитина уже была отмечена в номинации «Эффективность года» за франчайзинговый проект «Корзинка», высокие показатели производительности труда и выручки с квадратного метра, а также за запуск в 2011 г. нового проекта дискаунтера площадью 800 квадратных метров.
В рамках VI съезда Союза собственников независимых сетей России была вручена премия «Купец года». Этой премией, учрежденной СНСР в 2010 году для продвижения идей частного бизнеса в торговле, награждают лидеров независимых сетей, принимающих непосредственное участие в управлении бизнесом. Таким образом Союз привлекает общественное внимание к частным инициативам в области торговли. В этом году «Купцом года» назвали алтайского предпринимателя Юрия Никитина, который возглавляет торговую сеть «Аникс». Год назад работа Юрия Никитина уже была отмечена в номинации «Эффективность года» за франчайзинговый проект «Корзинка», высокие показатели производительности труда и выручки с квадратного метра, а также за запуск в 2011 г. нового проекта дискаунтера площадью 800 квадратных метров.